Год назад в 12 школах Пензы – №№ 75, 69,12, 37, 36, 68, 30, 65, 39 - и двух гимназиях – №№ 4 и 44 - в тестовом режиме стартовал электронный проект – автоматизированная система оплаты и учета питания школьников.
Благая, в принципе, идея спустя год после ее внедрения вызывает двойственное ощущение. Вроде как нововведение, по словам чиновников от образования, должно было предоставлять ее пользователям удобство совершения покупок в школьных столовых и прозрачность совершенных ребенком платежей. Но сегодня, спустя год, родители отмечают, что нет ни удобства,ни обещанной прозрачности.
Создается впечатление, что проект разработан и внедрен лишь для комфорта самих чиновников от образования и представителей бизнеса, обеспечивающих питание, но никак не детей в качестве пользователей. Судите сами.
Раньше один раз в месяц родитель через классного руководителя сдавал в столовую деньги на обеды ребятишек. Классный руководитель передавал эти деньги в кассу столовой. Дети организованно приходили в столовую, где уже были сервированы столы, садились и в течение большой перемены кушали. Все.
С введением «пластика» родители обязаны зачислить на карту через терминал, находящийся только в школе, деньги. Школьник старших классов может сделать это и сам. При этом отсутствие в руках школьника наличных денег, обещанное авторами проекта как благо, не происходит – ежемесячно мамы и папы передают ребенку около тысячи рублей наличности, если платить разово за месяц вперед, или части этой суммы многократно. Потом контролируют факт зачисления этих денег на счет через терминал посредством личного кабинета в Интернет-сервисе проекта.
Далее. Расплачиваться за комплексные обеды по карте у кассовой стойки ребенок не может, так как питание происходит в перемену, между уроками, и это предполагает накрытые заранее столы для всех ребят одновременно. Кто тогда производит операцию списания по карте за ребенка? Да все тот же классный руководитель, который имеет свою карту «классного администратора» с правами списания денег со счетов детей. В помещении столовой установлен специальный терминал для указанных целей.
Как видим, в указанной системе контакт школьника с расчетно-кассовым центром, обслуживающим продажу блюд, отсутствует. Обслуживание, как и раньше, комплексное: пришел, сел за заранее накрытые столы, покушал, ушел. Меню статично, выбора не предполагает. Цена комплекса также фиксирована.
Чиновники от образования, видимо, понимая, что гора родила мышь, если иметь в виду явно притянутый за уши многоуровневый сервис с немереными комиссионными за процессинговые услуги, собираемыми МУП «Арцис» (более 25 млн рублей в год при стопроцентном охвате учеников города горячим питанием), устами управомоченных лиц обещали родителям прикладные блага в виде, например, пресловутого контроля за покупкой.
Это и должно соответствовать любому электронному проекту, улучшающему «бумажные» прошлые технологии. Вот, например, что говорила в своем интервью год назад заместитель начальника управления образования г. Пензы Марина Шарошкина:
«В перспективе будут введены пластиковые карточки для каждого ребенка. Деньги на них будут поступать через терминал. Сразу хочу сказать, что это не ударит по кошельку родителей: карточку выдадут бесплатно, процент за взнос браться не будет. Каждому ребенку за обед, завтрак или свободный выбор блюд ежедневно будет выдаваться чек, что очень важно. Таким образом родители смогут проконтролировать, на что потрачены деньги».
И что получили сегодня? Обещанного контроля за расходованием с детализацией затрат как не было, так и нет. Дети вынуждены переносить относительно крупные для детских рук суммы для их зачисления на свой школьный именной счет. Комбинат питания непостижимым образом выкраивает миллионы на процессинг якобы из собственных логистических резервов.
На фоне этого чиновники повышают оплату питания аж на 30% при даже неофициальном индексе инфляции в стране не более 12-14%. Прокуратура на запрос редакции в одной из публикаций пока отмалчивается, а деньги с детей с 1 сентября по схеме, вызывающей немало вопросов, продолжают списываться…
При этом разработчик проекта отключил вовсе «Личный кабинет» на своем сайте «Электронная школа», обещая изменения лишь к концу сентября. Таким образом, зыбкий контроль за списанием денег ликвидирован вовсе.
Возникает обоснованный вопрос: в правовом государстве может ли такое происходить в принципе и как заставить авторов сомнительных, как считают многие, схем финансового оборота реализовать проект в строгом соответствии с законами и обычаями делового оборота?